Этой осенью в начальных школах этой бывшей советской республики слышится стук шахматных фигур – эта настольная игра стала частью обязательного расписания, наравне с такими предметами как математика и история, для детей в возрасте от 7 до 9 лет.
Шахматами одержима вся страна с населением в 3 миллиона человека, запрятанная в горный уголок между Турцией и Ираном. В современной истории страсть к этой игре была вызвана подвигами шахматного чемпиона Тиграна Петросяна, ставшего чемпионом мира в 1963 году, а затем успешно защитившего свой титул три года спустя.
В июле этого года национальная команда из шести человек победила в командном чемпионате мира по шахматам, прошедшем в китайском городе Нинбо. По возвращению игроков и их тренера встречали как героев, и наградили их 20 тысячами долларов на всех. Среди участников команды был и подающий надежды 28-летний Левон Аронян, занимающий сегодня третье место в рейтинге ФИДЕ.
Армянские власти говорят, что преподавание шахмат в школах призвано укреплять характер, а не растить шахматных чемпионов.
Министр образования говорит, что перевод хобби в разряд учебного предмета поможет детям стать более ответственными и организованными, а также подаст пример всему остальному миру.
«Мы надеемся, что армянская модель образования может стать одной из лучших в мире», — заявил в интервью агентству Associated Press министр Армен Ашотьян.
Национальной академии шахмат было выделено полмиллиона долларов на разработку учебных планов, написание учебников, подготовку инструкторов и покупку шахматных досок. Еще один миллион долларов был потрачен на покупку мебели для шахматных классов.
Единственное, на что надеется восьмилетний Давид Айрапетян, так это на то, что программа поможет ему найти достойного соперника.
Шахматный вундеркинд считает, что пенсионеры и дети, проводящие время во дворе его многоквартирного дома, это слишком легкая победа. Лишь одноклассник Арен Седракян может сравниться с Давидом.
Отец Давида Арман с удовольствием терпит бесконечные просьбы мальчика найти ему более интересных соперников. Он считает, что шахматы хороши для него независимого от того, что будет в будущем.
«Даже если он не станет гроссмейстером, шахматы научат его мыслить логически и импровизировать, а это незаменимые качества», — сказал он.
Венди Фишер, исполнительный директор Шахматного фонда США (Foundation for Chess), агитировала за внедрение шахмат в американских школах и считает, что у армянской программы большой потенциал.
«Включая шахматы в расписание, вы вводите в учебные занятия элементы игры, и именно так это видят дети, — говорит Фишер. – Им кажется, что они развлекаются. Так что мне кажется, что это отличный способ совместить обязательное образование и возможность для маленьких детей играть, узнавать новое и получать удовольствие».